Москва, 3-я Хорошевская ул., 21А
Пн-Чт 9:00-18:00 | Пт 9:00-17:00
Производство и декорирование
стеклянных бутылок
МЕНЮ МЕНЮ
RU
EN
Предыдущая Следующая

Владимир Арутюнов: «Будем ориентироваться на восток»

Стекольная отрасль после ввода экономических санкций оказалась в новой реальности, когда наработанную годами структуру работы приходится перестраивать. Обактуальных задачах и изменениях рассказал руководитель организации GlassDecor Владимир Арутюнов.
- Пожалуйста, расскажите о текущей обстановке с производством стеклянной тары?

В связи с тем, что просел импорт спиртных напитков, постепенно растет производство стеклотары. Многие напитки, которые ранее импортировались, теперь производятся у нас: такие как виски, ром, джин и пр. Все это новое производство требует использования стеклотары. Этот тренд еще не сформировался окончательно, но начало этого процесса уже заметно. Другой пример - некоторые винные дистрибьюторы закупают у нас бутылку высокого качества, чтобы разливать краснодарское вино. Уже осуществлены некоторые поставки.

- Ждать ли инфляции в стеклотарной отрасли?

Многие говорят о том, что цены стоят на месте, но, например, с 1 апреля выросли цены на соду на 15-20%, подорожал газ, электричество, даже песок. Как итог, на всех стекольных заводах себестоимость выросла на 10%. Многие недовольны, т.к. наши конкуренты стараются сдерживать рост цен. Это связано с позицией руководителей компаний, которые сегодня боятся, что они ничего не продадут. На них давят в таком ключе: "если вы не будете продавать по старым ценам, то мы не будем брать". Таким образом они сейчас работают в минус. Если эту проблему не осознают производители стекла, то завтра у них будет кризис, аналогичный тому, который был в прошлый раз, когда все торговали по очень низким ценам. Заводы должны ремонтироваться, обслуживаться. Без повышения стоимости готовой продукции на это не будет средств, и как это будет происходить - непонятно. Начнется снова серия банкротств, мы уже проходили это.

- Как повлияли колебания курсов валют на вашу деятельность?

Есть такое мнение, что раз курс евро упал, значит в декорации цены должны быть ниже, поскольку материалы все импортные. Это не так. Во-первых, не все импортное, есть российские производители, которые производят термопластичные краски, у них издержки в рублях. Во-вторых, когда мы ориентировались на евро, это было удобно и привычно - потому что западные конкуренты отгружали продукцию в евро. Теперь же цены выросли и в евро тоже, в том числе и в Европе. Даже те из поставщиков кто остался и не попал под санкции - они говорят, что цены выросли на 60-70% от значений февраля. С одной стороны, мы можем пару месяцев продержаться на старых запасах, но дальше необходимо продолжать закупать материалы. Мы не можем работать в убыток, даже если у покупателя стеклотары не получается уложиться в "цену на полке" со своей готовой продукцией. С 1 мая мы начали переговоры со своими покупателями о повышении цен на готовую бутылку и на декорацию. Психологически трудно принять инфляцию, сейчас происходит уже второе повышение отгрузочных цен в течение года, ранее мы так никогда не делали. Некоторые клиенты понимают экономические причины этого и принимают новые условия. Часть клиентов отказывается индексировать цены. Нами принято решение с 1 июня не поставлять стеклотару тем, кто отказался даже от компромиссных решений или даже минимально возможного повышения отгрузочных цен. Важно понимать, что это не текущая коньюктура, а реальная проблема. Мы же все признаем, что существует инфляция. Почему же тогда часть участников рынка отказываются признавать, что инфляция существует в стекольной индустрии тоже? Она есть и в декорации, и в упаковке, и вообще везде. Упаковка дорожает, пленка дорожает. Фабрики, которые занимаются полиграфией для упаковки, тоже подняли расценки. Причины этого в настоящее время понятны. При этом необходимость индексации отгрузочных цен остается. Всем ясно, почему дорожают бананы, клубника или, например, помидоры, мясо. У всех есть растущие производственные издержки, странно, что при этом забывают про стеклянную бутылку, будто это исключение.

- Как продвигается строительство вашего завода в Рузаевке?

В апреле 2022 года проект Строительства и запуска нового стеклотарного завода в Республике Мордовия был успешно одобрен на Экспертном совете Фонда Развития Промышленности по программе «Приоритетные проекты». Данное одобрение позволяет нам получить финансирование на закупку оборудования для нового завода на выгодных условиях. Сомнение членов экспертного совета заключалось в том, сможем ли мы закупить оборудование у европейских поставщиков с учетом санкционных ограничений, когда проект на 80% был сверстан из европейского оборудования. Еще в апреле мы были убеждены, что поставки оборудования будут реализованы, но сегодня некоторые иностранные компании начинают отказываются от поставок в Россию. Эти компании глубоко интегрированы в мировое политическое и эконмическое сообщество, для них российский рынок не столько важен, он составляет небольшой объем их поставок в целом. Например, компания Bottero по всему миру поставляет значительно больше оборудования, нежели в Россию. Наш проект нового завода предполагал закупку именно стеклоформующих машин Bottero (это первая за многие годы закупка новых машин в Россию). Мы до последнего вели переговоры с компанией Bottero о возможности поставки оборудования в РФ, но ввиду угрозы рисков для производителя, существенного повышения цены оборудования и в конечном итоге запрет европейских регуляторов поставлять оборудование даже через третьи страны, были вынуждены отказаться в пользу производителя из Китая. Конечно перед нами стоит непростая задача успешно интегрировать европейское и китайское оборудование в единую высокотехнологичную линию, но мы уверены в результате. Для этого мы ведем переговоры с рядом производителей из Китая и уже в начале июня выйдем на подписание договоров поставки. Замена производителей из Китая позволит нам сократить бюджет проекта и гарантировано получить поставку в срок, а также не волноваться о запасных частях к оборудованию проекта.

- Расскажите о планах по замещению этой техники.

Надо понимать, что раньше мы были ориентированы на запад. Предполагалось, что лучшее оборудование для стекольного производства выпускается в Европе. К тому же нам было удобно, исходя из логистики поставок закупать технику именно в Европе, было даже интересно туда ездить. Сегодня же необходимо развернуться в другую сторону и внимательно посмотреть, что существует в других частях света. Ведь в Индии, Китае, Турции существуют поставщики аналогичного оборудования. Понятно, что требуется немало времени для проработки новых путей и возможностей. Потому что замещение существующих цепочек поставок техники не произойдет легко и быстро.

- Уже понятно отношение существующих поставщиков к этим процессам?

Если итальянцы или французы нам сейчас отказывают в поставках, мы не станем к ним обращаться в следующий раз, даже если ситуация поменяется. Для них наш рынок будет потерян: они тоже жалеют об этом. Но сделать с этим они ничего не могут: на уровне правительств имеется строгое предписание - не поставлять технику в Россию. Это касается даже поставок через третьи страны. Если их надзорным органам это станет известно, то предполагается ответственность, вплоть до уголовной. Мы дружим и общаемся с европейскими поставщиками по 20 лет. Они говорят "со всем уважением к вам, у нас вопросов нет, но нас руководство собирает и говорит - на нас наложат санкции". С такими перспективами им становится совсем неинтересно отправлять в Россию, например, порошковые краски. Вместе с тем, поставщики часто привыкли к сытой жизни и не проявляют активность в части придумывания схем, не привыкли "шевелиться". Им сложно изменить существующее положение вещей, поскольку они привыкли работать строго по регламенту. То, что это экзистенциальная угроза для некоторых компаний, они не осознают. Возможно, европейские производители рассчитывают на то, что мы будем что-то придумывать в части организации схем поставок. Ясно одно- необходимо уже сейчас менять технологию окрашивания и обращаться к другим поставщикам с лояльным отношением. Глобального закрытия поставок для нашей компании нет, азиатские поставщики работают.

-Есть ли проблемные ниши среди запчастей и расходных материалов?

С формами проблем нет, мы давно работаем с китайцами, там цепочка поставок отлажена и сбоев нет. Ожидаются сложности с запчастями для стеклоформующих машин, хотя в настоящее время складские запасы не израсходованы. В ближайшие 2-3 месяца надо выработать решение, как компенсировать их прогнозируемую нехватку. Это запчасти к декорационным и стеклоформующим машинам. Пока никто из иностранцев не предлагает решение, но все без исключения относятся к работе с нами дружелюбно. Никто из наших поставщиков не декларирует отказ от работы или не демонстрирует публичный негатив.
Текущую историю можно рассматривать как окно возможностей, а можно как катастрофу, мы рассматриваем как окно возможностей. Надо стараться работать и двигаться вперед. В данный момент наше положение лучше, чем в Европе. Ведь мы привыкли в работе преодолевать трудности, а европейцы не привыкли. Радоваться этой ситуации неправильно, из общего кризиса необходимо выходить. Но важно, что всю текущую ситуацию во многом создали на Западе, поэтому и вырабатывать решение для выхода придется им же.

- Будет ли, по вашему мнению, усиливаться санкционное давление?

Ситуация не особенно понятная со всех точек зрения. Некоторые наши конкуренты отмечают, что все стабилизировалось, но мы видим, что по некоторым видам материалов, которые мы закупаем, это не так. С некоторых пор зарубежные представительства не знают, смогут ли они поставлять нам материалы дальше. В настоящий момент мы довозим последние материалы, которые использовали ранее. Такова ситуация, например, с немецкими УФ-красками, так обстоит дело и с поставками испанского завода. Они хотят поддерживать с нами хорошие отношения дальше, ведь они долго выходили на наш рынок, но в их центральных офисах ставится задача, чтобы прекращать поставки в Россию. Если говорить о замещении, то одно дело - сделать краску для коутинга, а другое дело - произвести УФ-краску, это более сложная и технологичная история. Полагаю, что мы и с этим вопросом справимся. Единственная проблема - сколько на это придется потратить времени. Будем пытаться найти выгодные логистические цепочки. Некоторые позиции удастся заменить на российские, мы движемся и в этом направлении. На сегодня мы уже решили вопрос с производством органических красок, потребляемых нами в существенном количестве. Наше производство красок нельзя назвать масштабным, но наши потребности оно покрывает - это около 300 тонн в год. С поставками этого вида краски мы, возможно, даже сможем помочь нашим конкурентам внутри отрасли, если будут поступать соответствующие заявки. Термопластичные краски активно производит Рускерамика, они нам помогают в части импортозамещения, хотя цены на эту продукцию тоже выросли.

- Вы экспортируете стеклотару. Какова сейчас обстановка "с той стороны"?

На сегодня в Европе сложилась более сложная ситуация с производством стеклотары. Уже открыто говорят о том, что в Германии первыми начнут останавливаться стекольные заводы. Функционирующий стекольный завод невозможно топить углем или мазутом. Существуют строго необходимые расчетные мощности газа и электричества, они безальтернативны. При этом и газ, и электричество в Германии выросли в цене в разы. Из этого следует кратное подорожание готовой бутылки в таких странах. Поэтому сегодня острую полемику там вызывает пятый пакет санкций, при котором закрывается наш экспорт в Европу. Что интересно, в этом случае европейцы пытаются найти обходные решения, поскольку теперь им не хватает готовой бутылки. А изделия из стекла включены в "пятый пакет" санкций. Они пытаются решить этот вопрос, но как это будет происходить на сегодня, неизвестно. Возможно, с нашей стороны будет придумано решение. Но для этого важно, чтобы санкционные правила стали постоянными и понятными. В настоящий момент мы завершаем все текущие экспортные контракты, до 10 июля мы должны отгрузить всю продукцию. После этой даты планируется остановить наш экспорт на запад. У нас остаются страны СНГ, Монголия, куда наш экспорт даже увеличился. На 40% выросли поставки в Монголию, поскольку Китай в настоящий момент закрыт по эпидемиологическим причинам и прогнозов по открытию Китая пока нет. Мы ожидаем, что ситуация неопределенности с экспортом и импортом сохранится минимум до конца года.

-Расскажите про ваши новые проекты.

Сейчас время неопределенности для строительства калининградского завода. Стекольный завод - мероприятие со стабильными поставками сырья, как минимум. Если каждый день требуется 300 тонн сырья, соответственно, мы должны иметь предсказуемую логистику. Прежде мы просчитывали поставки песка из Польши и экспорт в Польшу готовой продукции. Разрешение на строительство получено, одобрен проект, вся подготовительная работа выполнена, осталось запустить строительство. Оно приостановлено на полгода, после чего вернемся к этому вопросу. Со своей стороны, мы понимаем, что начинать строительство бессмысленно без определенности в части поставок и сбыта.

- Насколько эффективно в экономическом плане сейчас действует власть?

Сейчас все экономические ресурсы направлены на снижение инфляции и правительство действует правильно и осознанно. Думаю, все будет хорошо. Фонд развития промышленности находится в напряжении: коммерческое кредитование сейчас происходит под высокий процент, а кредитование со стороны государства осуществляется с более низкой процентной ставкой. Они очень тяжело идут на одобрение новых проектов. Известно, что они не хотели одобрять наш проект, поскольку ожидают рецессию в стекольной отрасли по своим расчетам. Правительство Республики Мордовия поддержало наш проект, т.к. для республики очень важно создание новых рабочих мест.
Мы благодарны за это Правительству Мордовии, это непосредственное участие власти в поддержке нашей отрасли и нашей организации. Наша группа компаний инвестирует в проект завода значительные средства. И если бы сейчас мы не получили поддержку государства, продолжать строительство завода по коммерческим ставкам было бы попросту невозможно. В настоящее время коммерческие ставки 16-18% не позволяют осуществлять инвестиции надолго, используя заемные средства. На таких условиях невозможно зарабатывать. А с государственным кредитом возможность появилась, это реальная поддержка, которая присутствует во многих регионах. Московская область нам помогает тоже, есть примеры, это не просто разговор. Мы достроили в Орехово-Зуево новую площадку на существующем заводе и приглашаем всех в конце июня на официальное открытие. Завершение строительства стало возможным при поддержке Фонда развития промышленности и Правительства Московской области. Правительство нашего государства повернулось к бизнесу лицом и это крайне важно для общества.
ЕЩЕ НОВОСТИ
07 Февраля 2024
Владимир Арутюнов: «25 лет мы удерживаем лидирующие позиции на рынке»
23 Марта 2023
Владимир Арутюнов: «В стране увеличилось количество напитков, разливаемых в отечественную бутылку»
07 Октября 2022
Пополнение в нашем автопарке
09 Мая 2022
С праздником Победы!